Выгодно ли турнирному оператору делать чемпионат для тир-2 команд? Является ли долгая онлайн-часть соревнования недостатком? На эти и другие вопросы нам ответил один из главных организаторов WePlay! Forge of Masters Season 2 по CS:GO Евгений GreenGT Лукьяненко.
— Forge of Masters — крупный турнир для тир-2 команд. Почему выбрали именно такое позиционирование?
— Изначально существовала идея создать лигу, в которой будут участвовать коллективы из СНГ. Поначалу она планировалась только для игр онлайн, но в итоге мы решили добавить LAN-финал, чтобы проект стал более приоритетным для организаций.
LAN — очень важный стимул для игроков. Уверен, участники относятся к онлайн-матчам Forge of Masters намного серьезнее, чем к выступлениям на турнирах без офлайн-финала.
— Насколько рентабельно проводить подобные тир-2 турниры?
— Отвечая на эти вопросы для себя, мы смотрели на перспективу. Цель лиги — создать действительно крупный турнир в регионе, где будут участвовать все местные топовые организации. Сейчас в дивизионе СНГ присутствуют практически все известные имена. Из исключений — основной состав Natus Vincere, не имевшие ростера на момент начала турнира организации Team Spirit и Vega Squadron и, к сожалению, AVANGAR: мы понимаем ситуацию, с которой столкнулась организация, и с радостью позовем коллектив на следующий сезон.
— Вас устраивают текущие цифры?
— Конечно, хотелось бы больше просмотров матчей, в которых играют европейские коллективы. Только после турнира мы сможем оценить, насколько командам из СНГ интересно сражаться с европейцами и насколько подобное противостояние важно зрителю.
Количество просмотров и другие показатели матчей региона СНГ нас устраивают. Ощущаем, что аудитории интересно в том числе и как выступают новые коллективы, такие как Natus Vincere Junior и Gambit Youngsters. Мы получаем подтверждения, что движемся в правильном направлении.
— Не выгоднее ли ограничить количество команд, но приглашать топовые коллективы?
— Количество турниров с тир-1 командами очень высокое. Из-за этого часто происходят пересечения; нет гарантии, что коллектив в какой-то момент не откажется от турнира: от этого не застрахован ни один турнирный оператор.
Для себя мы уже давно решили, что будем развивать локальную сцену и станем «проводником», который позволит командам из СНГ комфортно чувствовать себя на большой сцене.
Возможно, в будущем у нас появится турнир для тир-1 коллективов, у которого будет непосредственная связь с Forge of Masters, но не все сразу.
— Чем тир-2 сцена отличается от тир-1 с точки зрения турнирного оператора? Какие сложности возникают?
— По моим наблюдениям, тир-1 и тир-2 сцены CS:GO мало чем отличаются с точки зрения организации. Среди тир-2 очень много профессиональных коллективов, менеджеры которых сами заводят речь о договорах, соглашениях и обязательствах сторон.
Профессиональная сцена CS:GO развита намного сильнее, чем в большинстве других дисциплин. Для сравнения, в Dota 2 сцена тир-2 в основном состоит из стаков, которые регулярно решафлятся.
В CS:GO различие между командами высокого и среднего уровня состоит в основном в суммах, которые получают игроки. И там, и там подписываются контракты с условиями зарплаты, неустойки и т. д.
— Есть ли в планах другие регионы? Как планируете развивать турнир?
— Пока могу сказать, что регион СНГ остается приоритетным для Forge of Masters. В местной сцене мы видим большой потенциал, уверены в её жизнеспособности. Мы также видим явный интерес со стороны зрителей и спонсоров.
При выходе на новые регионы любой турнирный оператор наталкивается на ряд ограничивающих факторов. Например, если начинать работать с азиатскими командами, то появляются новые технические проблемы, приходится подстраиваться под другой часовой пояс. Помимо этого, нужно изучить локальный менталитет и рынок, чтобы понимать, какие условия интересны местным спонсорам.
Мы в любом случае продолжим расширять нашу лигу по CS:GO, но это не обязательно случится уже в третьем сезоне (хотя и не исключено). Сейчас качество работы с существующими регионами нам важнее, чем быстро получить больше команд и увеличить количество матчей.
— Не считаете долгую онлайн-часть турнира недостатком? Сейчас ТО стараются отходить от онлайн-формата, если это не касается отборочных.
— Не могу назвать длину онлайн-части недостатком. Главная задача организатора турнира — составить расписание матчей и проследить, чтобы все прошло по графику. Есть зритель, которому интересно смотреть много матчей. Есть зритель, который придет только на игры своей любимой команды. Оба зрителя нам важны.
Существуют также интересы партнеров и спонсоров, которым важны такие метрики, как количество часов эфирного времени, количество уникальных зрителей, количество просмотров и прочее. Даже работая на долгую перспективу, нам стоит учитывать такие моменты уже сейчас.
В CS действительно наметилась тенденция отказа от онлайн-формата, если это не касается отборочных. В целом это реакция на требования команд первого эшелона, которые уже переросли этап, когда им интересны онлайн-матчи. Я бы назвал это эволюцией мотивации: когда ты регулярно выступаешь на большой сцене, становится не так интересно играть онлайн, даже против других топовых коллективов.
Я не могу сказать, что это присуще командам тир-2 сцены. Понятно, что чем больше такие команды участвуют в LAN-турнирах (пусть и локального уровня), тем больше будет меняться их мотивация. Если мы к этому придем, то Forge of Masters также органически изменится и полностью перейдет в офлайн. Сейчас, я считаю, формат соответствует реалиям.
— Читеры в онлайн-квалификациях — насущная проблема. Как вы ее решаете? Бывали прецеденты?
— Между читерами и турнирными операторами всегда проходит своеобразная «гонка вооружений». Даже если сегодня у кого-то есть суперуниверсальный античит-инструмент, через несколько месяцев появится способ обмануть и его.
Технические детали того, как турнирная платформа WePlay! Esports борется с хакерами, я раскрывать не буду. Скажу только, что у нас работают опытные профессионалы в этой сфере. Кроме того, у нас есть администраторы, которые общаются с игроками и реагируют на жалобы. При поступлении такой жалобы мы можем зайти в матч прямо во время игры. Если такой возможности нет, смотрим реплей (автор жалобы, как правило, сразу говорит, на кого и во время какого раунда нужно обратить внимание) и анализируем.
В процессе расследования могут подниматься реплеи других матчей с тем же игроком. Существуют также проактивные меры: например, если игрок заблокирован на другой платформе, то на протяжении двух лет после выдачи бана он не имеет права играть у нас.
— Вы креативно подходите к освещению турниров. А не думали применить это и на практике — например, нетривиально подойти к выбору карт и т. д.?
— Креативный подход помогает взаимодействовать с аудиторией на эмоциональном уровне и привлекает новых зрителей. Речь идет о pre-show, неожиданностях во время аналитики, смешных роликах, звуковых вставках и прочем. В сочетании с киберспортивным соревнованием всё это формирует концепт esportainment, которого мы придерживаемся. У него много преимуществ — благодаря элементам шоу ивент становится более интересным казуальной аудитории и дает поводы для улыбок существующим фанатам.
При этом мы не хотим, чтобы «развлечения» влияли на ход соревнований. Нестандартные подходы к пику, правилам, режимам и другим аспектам игры могут подходить для отдельных шоу-матчей или иногда для турниров. Например, мы получили огромное удовольствие, работая с организаторами Midas Mode 2, но есть причины, по которым такой турнир проходит не чаще раза в год.
Не исключаю, что, если будет время, мы придумаем «чизовый» однодневный или одноразовый формат, но пока что такое не планируется.
— Сейчас в WePlay! только три штатных комментатора CS:GO — планируете набирать еще или будете выборочно привлекать со стороны?
— Да и да. При этом, как я уже говорил, качество для нас намного важнее количества. В ближайшее время планируем работать с внешними талантами, в будущем будем привлекать больше комментаторов. Штат со временем расширится, но когда это произойдет, пока сказать сложно.
— Ходят слухи, что скоро вы запустите расширение для Twitch.tv. Это правда? Что оно будет делать?
— Да, это правда. Расширения сейчас пользуются большой популярностью и позволяют делать трансляции более интерактивными. На первых порах наше расширение (мы надеемся) позволит зрителю в один клик получить актуальную информацию о турнире — расписание, данные о ближайших матчах, недавние результаты и прочее.
У команды, которая разрабатывает это расширение, есть пошаговый план того, что будет происходить в дальнейшем. В то же время у Twitch есть много правил и требований, под которые нужно подстраиваться, поэтому давать прогнозы пока что сложно.
Напоследок добавлю, что мы с нетерпением ждем начала LAN-финала Forge of Masters WePlay! League Season 2. Если вы живете в Киеве, приходите к нам в концерт-холл ВДНГ (павильон № 9) с 15 по 17 ноября, билеты можно приобрести онлайн. Ждем зрителей и на наших трансляциях — шоу, сцена и игры порадуют всех.
Фотографии предоставлены пресс-службой WePlay! Esports